Программа предназначена как для обучающихся, впервые столкнувшихся с техническим творчеством, так и занимавшихся ранее. В объединении более углублённо организуется профориентационная работа с обучающимися и их родителями. Программа способствует адаптации учащихся к дальнейшей жизни в обществе и более гармоничному интеллектуальному, эмоциональному и социальному развитию школьников.
На занятиях объединения основное время уделяется проектированию и изготовлению моделей автомобилей. Участвуя в соревнованиях, юные конструкторы проверяют свои расчёты и находки, улучшающие движение модели по трассе. Конструктор модели, верно рассчитавший и умело исполнивший задуманное, а также грамотно и ювелирно точно управляющий своей моделью, вознаграждается победой в соревнованиях. Также обучающиеся получают дополнительные знания по математике, черчению, физике, технологии.
Образовательная деятельность автомодельного детского объединения характеризуется такими чертами, как:
- осуществление обучения в свободное от основной учебы время (школа, колледж, училище), свобода выбора видов деятельности, возможность смены сферы деятельности обучающегося в течение года;
- добровольность, инициативность и активность всех участников (дети, их родители, педагоги) образовательного процесса, а также отсутствие жесткой регламентации и жесткого требования конечного результата;
- создание условий для получения дополнительного образования всеми детьми в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников: одаренными, социально-незащищенными, детей «группы риска» и др.;
- неформальность общения, создание ситуации успеха во время учебных занятий.
Основная цель занятий в автотрассовом объединении – это привить школьникам любовь к техническому творчеству и автомодельному спорту, а значит вырастить творчески думающее поколение – необходимый потенциал нашего общества.
На занятиях решаются следующие задачи:
- научить обучающихся конструкторским умениям и навыкам, пользоваться станками общего назначения;
- расширить и закрепить знания по механике, электротехнике, материаловедению, черчению, теории машин и механизмов;
- приобрести практические навыки работы разными инструментами и различными материалами. Уметь с пользой применять полученные знания в повседневной жизни;
- подготовить к постшкольному обучению в учебных заведениях;
- воспитать у ребёнка адекватную самооценку, чувства само ценности и самодостаточности;
- воспитать у детей умения работать в коллективе, уважение и самоуважение, умение дружить, технически и тактически грамотно готовиться и участвовать в соревнованиях.
В детском объединении «Трассовый автомоделизм» используются ряд принципов, способствующих эффективному решению этих задач:
Принцип соответствия содержания и методики технического творчества обучающихся содержанию и методике конструкторского бюро.
Данный принцип означает, что главным содержанием технического творчества обучающихся является решение конструкторских, технологических и организационных технических задач в процессе разработки и практического изготовления моделей автомобилей.
Принцип соответствия содержания технического творчества обучающихся современному уровню развития техники и технологий.
Этот принцип определяет применение современных материалов, инструментов и оборудования, в том числе – и соответствующие требования к объёму практического труда обучающихся. Он обуславливает широкое использование стандартных и нестандартных деталей при конструировании и изготовлении моделей автомобилей.
Принцип соответствия формы и содержания технического творчества обучающихся объединения.
Как и многие детские технические коллективы, объединение «Трассовый автомоделизм» является своеобразным конструкторским бюро, так как в процессе обучения обучающиеся постоянно находятся в творческом поиске. Именно это и определяет наиболее приемлемые нормы организации творческого процесса, присущие «настоящим» конструкторским бюро:
- ЗВЕЗДА; каждый обучающийся группы решает одну и туже задачу;
- КРУГ; практическое решение одного вопроса даёт начало решения другого;
- СЕТЬ; наиболее организованная форма коллективного творчества.
Кроме этого, в обучении обучающихся используются и принципы, способствующие гармоничному развитию ребёнка в целом:
Принцип гуманности, предполагающий использование личностно-ориентированного подхода к каждому ребёнку для достижения наиболее оптимального результата; варьирование темпов прохождения программы в зависимости от уровня развития ребёнка и группы в целом.